aKry (akry) wrote,
aKry
akry

Category:

Зачем нужно школьное образование?

После этого видео был разговор, зачем нужно школьное образование. Зачем учить историю, если большинство опрошеных пост-студентов считает Цезаря неплохим салатом, и только единицы вспоминают, что это на самом деле американская певица в стиле gospel? Зачем учить физику, если взрослые помнят из неё только то, что не стоит спать под яблонями, не надев каску? Зачем химия, если водку можно купить в магазине, а за не водку сажают?

Graduation Hat

Перво-наперво нужно разделить «зачем» и «как учить лучше». Современная(ие) системы совершеннее, чем были когда-то, но всё таки далеки от идеала. Это плохая новость для родителей, и хорошая для тех, кто хочет сделать мир лучше: понятно, чем заняться. Но что делать, пока не придумана идеальная система? Я считаю, что учить всё равно нужно, даже по существующей системе. Зачем? Вижу три главных причины.

Как обычно, ответ на вопрос «зачем учить?» не имеет смысла без указания целей обучения. Братья и сёстры из консалтинговой и педагогической лож, кивните. Спасибо. Как я представляю, большая цель здесь — выживание и успешность государства. Страна, делающая ставку на закрытые (хотел сказать Сколковы, но постеснялся) сообщества талантливых людей с приоритетным финансированием, неконкурентоспособны. Не зря Кеннеди мрачно сказал тогда: «Космос мы проиграли русским за школьной партой». Заметьте: не «у нас было меньше шарашек и гениев», а именно «за школьной партой» — то есть проблему он вполне резонно видел в скверности именно массового образования. США сделало выводы и приняло меры. СССР/РФ — нет. Это одна из главных причин, по которой из-за «русского убийцы айфонов» оный может умереть только от смеха: времена одиночек прошли. Любое сложное техническое устройство состоит из тысяч мелких талантливых придумок, и у ста, пусть даже гениев, банально не хватит жизни, чтобы всё это разработать. А уж у не гениев…

***

Итак, первая причина: понизить входную планку для всех, кто хочет учиться. Чтобы новым ломоносовым не пришлось тащиться через пол-необъятной, а потом ещё биться, чтобы разрешили получать знания. И тогда просто по теории вероятности у талантов будет больше шансов чего-то достичь.

Кажется, что ну давайте тогда оставим Михайло Васильича, а остальных турнём. Тем паче, роботы всех постепенно заменяют. Ан нет. Я уже писал как-то, почему описанный в фильме «Идиократия» мир невозможен. Причина всё та же: конкуренция между сообществами не допустит. Мы не можем себе позволить полумеры: а обучение только талантов и отсев остальных — это то же Сколково, только в профиль, перенос неверной концепции в школы. Нет, от идеологии «в нашем селе один — двигатель прогресса, девяносто девять — нахлебники» придётся отказываться целиком. Потому что такое общество проиграет даже соседу, исповедующему формулу хотя бы не «1/99», а «2/98». А если рядом есть страна, которая упирает не только на образование, но и на рождаемость, то по очкам она выиграет даже при одинаковых соотношениях «талант/посредственность». Бог, как известно, на стороне больших батальонов. Поэтому, чтобы конкурировать с ней, соседям придётся повышать планку.

Но есть ли смысл учить, если люди всё забывают? Есть. Потому что фундамент худо-бедно остаётся. В форме мировоззрения.

***

Поэтому вторая причина: формирование мировоззрения. Есть огромная, принципиальная разница между смышлёным крестьянином Средневековья и самым скверным выпускником современной школы. Например, про плоскую Землю, покоящуюся на слонах, второму впарить будет уже куда сложнее (хотя и не невозможно). Да, в сознании людском всё ещё остаются «слоны» (то же ГМО), но честное слово — если бы сейчас уровень был средневековый,  вы бы почувствовали разницу, и она бы вам очень не понравилась. Даже верующим. 

Чем полезно целостное мировоззрение, учитывающее достижения науки? Выгода для страны очевидна. Повышается вероятность появления мелких / средних / больших изобретений, через что растёт сила государства. Другая выгода: у людей появляется некий стандарт не только уровня потребления, но и знаний. А значит система становится самоподдерживающейся. Работодатель будет стремиться нанимать на работу тех, с кем ему будет не так страшно остаться одному в офисе, и найдётся что обсудить за чашкой кофе. Я знаю владельцев бизнеса, требующх дипломы о высшем образовании, не потому, что нужны знания по специальности — для них это знак, что человек умеет хоть как-то думать, работать и достигать целей.

Но какой профит у индивидуума? Во-первых, индивидуум почти всегда в массе своей ленив, и если его спрашивать, то и из пещеры вылезать не надо было (обычно эта нахлебническая позиция сохраняется до первого кризиса, в котором «обожемой, почему так долго не едет скорая?!..»,  «почему отключили воду?!..», «почему сломался лифт?!..»). Увы, мир устроен так, что в рай нежелающих нужно тащить за яйца, заломив руки за спину и лупцуя палкой. Это если «пряник» не сработает. Всё продвижение человечества вперёд проходило на фоне в лучшем случае равнодушия, а чаще — резкого отторжения масс. Во-вторых, тем, кто не на велфере, порой актуальна задача под названием «как найти работу». А у целостного базиса знаний есть такое приятное свойство: легче учиться новому.

Не так давно на сайте IBM я увидел поразивший меня текст: там писали, что в последнее время крепнет мнение, что программисту в принципе неплохо бы знать больше одного языка. Больше одного?!. Есть люди, считающие себя программистами, которые знают всего один язык?!. А как насчёт повара, знающего, как готовить одно блюдо? Или врача одного лекарства? Может быть сейчас, в 2014 году, ситуация иная, но в 90-е  годы прошлого тысячелетия для программиста было нормальным владеть двумя-тремя языками очень хорошо, и иметь представление ещё о 10-15. Но главное не это: программирование — не про знание языков вообще! Языки — вторичное, любой вменяемый специалист научится писать на новом языке за день-два (речь о синтаксисе, не о фреймворках / библиотеках). Поэтому я затруднюсь с ответом на вопрос «сколько языков ты знаешь?» Да я не считал никогда. Потому что программирование — это не языки, это ментальный навык создания последовательности шагов по достижению цели, с учётом существующих инструментов и ограничений системы. Язык — лишь один из способов описания этого алгоритма. И рисование бизнес-процессов ничем принципиально не отличается от написания программы парсинга какой-нибудь таблицы. Братья и сёстры из компьютерной ложи, вы согласны?

За счёт чего такое возможно? За счёт того, что несмотря на внешние различия, во всех языках есть схожие конструкции, по причине необходимости решения общих для всех языков задач. А там, где конструкции отличаются, достаточно понять, какие задачи призваны решать нововведения. Это и есть различие между знанием нескольких базовых принципов и зубрёжкой миллиона мелких разрозненных фактов. Аналогичная ситуаця и в физике, и в химии, и где угодно. Знания конечно важны, но как выражение целого, а не сами по себе.

***

Встречайте, третья причина: понимание фундаментальных принципов. Чем глубже человек их понимает, тем легче ему переучиваться. И тем больше он защищён в нашем мире, тем легче ему найти работу. Даже если он забыл все формулы из физики, если не помнит дат из истории и его, как меня, приводят в ужас химические заклинания — всё равно если он когда-то решит прокачать свои скилы в этой области, новые данные не плюхнутся в болото и утонут, — они лягут на какой-никакой фундамент. 

 

Этими тремя причинами польза образования, разумеется, не исчерпывается. Мне они, однако, кажутся, необходимыми и достаточными. И, я думаю, из описания хорошо видно, как именно стоит учиться для максимальной эффективности: искать базовые закономерности и связывать все явления и знания в единую систему. 

 

Небольшое добавление. К науке, к образованию, к другим часто предъявляются завышенные требования: мол, почему теория эволюции не объясняет всего? Ага! Физики тоже всего не знают! На это хочется ответить: «Почему не все верующие — святые?» Ах, никто не совершенен? Ах, нужно работать над собой, развиваться? Ну так и науки это касается. Не требуйте от других то, что не требуете от себя. 

 


Процитировать в LiveJournal! Процитировать в LiveInternet! Процитировать в Twitter! Добавить блог в GoogleReader!    

содержаниевся фототематикатолько фотографиимыслиновостиобзорыинтересноеalex-krylov.ru

многабукаф • образование • обучение • школа


Tags: идеи и мысли, многабукаф, образование, обучение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments