aKry (akry) wrote,
aKry
akry

Отбор портретных фотографий

Съёмка портрета — занятие увлекательное и творческое. Однако, как и в любой области, тут есть ряд правил. Они зыблемые, но вначале всё таки хорошо научиться работать по ним, а потом уже изобретать свои.

Здесь я коснусь не всего процесса, а только маленькой, но важной его части. Вот мы наснимали пятьсот кадров за сессию, и сидим в лайтруме (аппертуре) и выбираем. Какими критериями руководствоваться?

Очевидный шаг — убрать то, что явный брак, мы не рассматриваем. Убрали уже. Рабочее пространство Лайтрума чисто и готово к отбору.

Теперь самое главное — настроение, месседж. То, что надо, или нет? Посмотреть расфокусированно, в зеркале. Если какие-то детали потом окажутся неважными, убрать их, скадрировать. Если что-то будет нужно — исправить, дорисовать. Без настроения не будет кадра, поэтому начинать с него.

Дальше идут мелочи жизни. На что обращать внимание:

Как правило, в портрете нужны лицо и голова. Хотя бы в виде силуэта. Поэтому если лицо не получилось, весь портрет обычно идёт насмарку. В лице в первую очередь смотрим на глаза, нос, рот, шею и волосы.

Высота камеры влияет на пропорции (особенно если снимаем широкоугольником), влияет она и на восприятие лица. Если снять лицо снизу, то носопырки вылезут на передний план. Мы привыкли видеть лицо примерно с высоты этого самого лица ± высота головы. Такие кадры нам и нужны.


Глаза и рот должны быть в естественных положениях. Никаких мутных полуморганий глаз и полуоткрытых на середине слова ртов. Движение должно быть завершённым, совершенным. «Complete» — хорошее слово в английском, означающее эти две вещи одновременно. В ряде случаев глаза обязательно должны смотреть в камеру (например, для обложки), но это совсем не догма. Глаз вообще может быть не видно под полями шляпы. Но если они есть, законы должны быть соблюдены.


ГлазаГлаза должны быть видны оба, или оба не видны. Кадр, в котором один глаз закрыт шляпой (рукой, тенью, носом, чем угодно), а другой смотрит на фотографа, как правило вызывает ассоциации с циклопами. Конечно есть исключения. Вообще из всего выше- и нижесказанного есть исключения, больше не будем про это упоминать. Особенно жестокая ситуация, когда какой-то глаз закрыт чем-то частично. Избегать такого всеми силами. Второй глаз должен быть, хоть намёком. Вклеиваем из другой фотографии, если с этой больно расставаться. У меня такие случаи бывали — и глаз вклеивал, и руки, и волосы наращивал. Ну и конечно в большинстве случаев глаза должны быть хорошо освещены, чтобы сразу бросаться в глаза, если можно так выразиться.


Рот… Не у всех хорошие зубы и не всем идёт улыбка. Однако не всем идёт и суровость. Ещё во время съёмки мы определили, что хорошо для модели и просили её принимать нужные позы и хорошее выражение лица. Здесь мы выбираем самое адекватное. И помним, что мимические морщины безразличны мужчинам, но могут огорчать женщин.  Улыбка рождает сразу целый узор таких морщин. В первую очередь окологубных, потом «лучики» возле глаз. Всё это несложно убрать в Фотошопе, если кадр действительно ценен и уникален. Но если есть выбор, стоит выбрать тот, где таких морщин меньше. Зубы тоже должны торчать гармонично — не один-два слева, а ровной линией. Или не торчать вовсе.


Нос — интересная тема. Лично я — не Сирано де Бержерак, но носом не обделён. Поэтому трепетно отношусь к этой фигуре лица. Здесь самое время напомнить основные фазы поворота головы:


Стадии поворота головы

Анфас. Лёгкий поворот (ухо не видно за щекой). Классический поворот (кончик носа проецируется на среднюю часть щеки). Критический поворот (нос проецируется на внешнюю линию щеки, глаз не закрывается). Приходящий профиль (кончик носа выходит за очертания щеки, при этом нос закрывает глаз). Профиль. Уходящий профиль.


У каждого человека есть одна-две фазы, где он со своим носом и прикреплённым к нему лицом выглядит максимально эффектно. Очевидно, что мы проверили все эти фазы ещё до съёмки, просто обойдя вокруг модели и внимательно смотря на её лицо. И сейчас выбираем те, что для модели лучше всего.


Волосы — штука непростая. Общее правило здесь такое — никаких полумер. Если мы делаем пышную причёску, не должно быть с какого-то боку ощущения «приплюснутости», недостаточности волос. Если волос мало, не должно быть торчащих клочков. Исключения здесь появляются, когда мы хотим специально показать контраст — коса на лысой голове, хайер панка, одна рыжая прядь на чёрных, как смоль, волосах, всплеск волос при повороте головы. Но в этом случае мы действительно делаем на этом отличии акцент, специально его готовим. В обычной же ситуации такого быть не должно.


Много написано о том, как распущенные волосы или пряди подчёркивают сексуальность, об этом тоже здесь не будем. Скажем только, что в подавляющем большинстве случаев волос не должно быть во рту.


ШеяГлавное, на что смотрим в шее — второй (третий/пятый) подбородок и морщины, возникающие при повороте головы. Как обычно — всё можно исправить в фотошопе, но чем меньше трудов, тем лучше.




Завершив с головой, спускаемся ниже. Собственно, портрет практически всегда включает не только голову, но и торс головогрудь. Так в сочетании их и следует рассматривать. Займёмся же головогрудью модели.


Плечи и подбородокПервое, на что падает наш пытливый взор — сиськи модели положение плеч. Редка ситуация, когда эффектно смотрится положение плеч анфас. Красота начинается с лёгкого поворота, как у Джоконды. Плечи должны быть пропорциональны голове по ширине, что и достигается поворотом, светом и подбором одежды. Каковы пропорции? Берём портреты известных мастеров, прикладываем карандаш и делаем выводы: голова к плечам по ширине относится примерно как 2 к 3. Но мы конечно же не меряем всё линейкой, а смотрим «на глазок», просто с фокусом внимания на это соотношение. Далее, верхняя часть рук. Если их прижать к торсу и сфоткать сбоку, они могут расползтись в эдакое блинистое месиво. Мужикам всё равно, а дамы огорчатся, увидев такое. Здесь проще сразу снимать правильно, чем потом ретушировать в Liquify. Ссутулость тоже красит не всех, поэтому плечи должны быть отведены назад, и шея — ровной. Как говорят в театре, «корона должна цепляться за облака».


ГрудьНу наконец, грудь. В первую очередь это касается феминомоделей. Тут всё зависит от того, снимали ли мы грудь, или нет. Может быть у нас не было задачи акцентировать женственность? Или мы выбрали другие способы? Если так, то грудь не должна выделяться. В противном случае должна, но в меру. У большинства феминолюдей груди разного размера, но не надо подчёркивать эту анатомическую особенность своим мастерством фотографа. Выбираем кадры, где сиськи груди адекватно выровнены. Одежда может творить чудеса с формой груди — как в лучшую, так и в худшую сторону. Но об этом следует заботиться ещё на этапе съёмки, после исправить что-либо будет очень морочно.


Грудь, пальцыПримечание: если у нас портрет «ню», то обращаем внимание и на форму сосков. Лёд, холодный ветер, кисточка или ваша харизма должны помочь в этом деле. И ещё одно замечание: некоторые лучше выглядят в лифчиках, а некоторые — без. Даже в одежде. А лифчик с могучей фактурой в ярком свете вспышек очень умело выпирает через тонкую ткань платься, создавая феерическую картину. Бывает, что картину множества сосков на одной груди.


Важное замечание: кадрировать по середине груди можно, если грудь не выделена. Но нельзя, если она — значимая смысло-эмоциональная часть кадра.


С этого момента остальные части тела в портрете всё необязательнее и необязательнее.  Например, руки в кадре могут быть, а могут и не быть.

Если с телом с посощью фокусного расстояния наляпать непросто, то с руками-попой-ногами — как нечего делать. Длани, простёртые в сторону объектива, часто выглядят обрубленными культями. Поэтому желательно размещать локти рядом с корпусом, а запястья — по боковым диагоналям от локтей, но не в сторону фотографа, и не от него.

Вообще смотрим, чтобы не было «культь» и «обрубков» —  что с руками, что с ногами. Поблажек («ох, это мелочь, никто не заметит») себе не даём — мы же хотим совершенствоваться? Если руки не смотрятся, просто отвергаем кадр, или кадрируем жёстче, по головогрудь.

Аналогично про пальцы. Мы привыкли к тому, что у кисти бывает несколько положений, и в каждом из них видно обычое количество пальцев. Если рука повёрнута боком и пальцы вытянуты прямо, видны только ближние. Если в анфас (в применении к кисти) — видны все пять пальцев. Когда мы видим на руке в анфас три пальца, мы чуем недоброе. Так что критично смотрим положение запястья (красиво ли?) и количество пальцев. Мария Бурганова рассказывала, что выбор модели с хорошими руками, способной гармонично их демонстрировать — очень сложная задача. Кому-то дано, кому-то нет. Но мы делаем, что можем, руководя моделью. И не подчёркиваем её недостатки, просто убирая плохие кадры. Отдельно смотрим на всякие перстни, гармонично ли они вписываются в кадр.

Талия, попа и бёдра. «— Мадам, у вас 120/120/120. Где талию делать будем?». Есть очень красивые широкобёдрые модели. И есть очень красивые узкобёдрые. Мы все знаем, что оптимальное соотношение «талия/бёдра» — около 0.7, так давайте искать в кадре это соотношение. Засчёт умелого поворота бёдер. Кстати, соотношение «талия/грудь» по идее тоже должно быть таким. Животик может быть сексуальным, а может — асексуальным. Смотрим на него и определяем — нужен он нам тут, или от кадра отказаться вовсе?

Потом смотрим на штуки, которые практичные англичане называют «love handles» — «любовные рукоятки». Ну бывают они, честно скажем. Что не обязывает их оставаться в кадре — их вполне может замаскировать светотень, запястья, поворот бёдер или посторонние предметы.


Сами бёдра бывают черезчур узкими или черезчур широкими (разумеется кроме тех, которые — самое то!). Мы сделали, что могли, играя позой и положением ног модели во время съёмки, теперь же смотрим на результат и выбираем что-то адекватное, не напоминающее оплывшую свечку или узника Освенцима.

Вот мы и дошли до ног. Которые состоят (помимо рассмотренного выше) из коленок, икр, стоп, пальчиков и туфелек.


Вообще портрет в полный рост требует хорошего пространства в студии. Иначе придётся снимать широкоугольником, что на пропорциях скажется негативно.


Пропорции, широкий уголЕсли мы снимаем человека в полный рост, нам почти никогда не нужны позы типа «тонкая палка», «крест», «буква "Г"», «тире». Мы предлагаем модели представить вокруг прямоугольник (вроде дверного проёма) и стараться заполнить своей позой, руками и ногами этот прямоугольник.


КоленкиКоленки. Ах эти коленки… Как и с локтями, если мы сняли модель, сидящую на попе, поджавшую ноги или другим способом явившую в нашу сторону свои коленки, очень (очень!) пристально смотрим, не выглядят ли эти чудесные части тела толстыми дыньками. Потому что мы же знаем, что это не дыньки, зачем нам такие кадры? Две коленки, направленные в сторону фотографа — повод сменить позу.


Икры. Нога за ногу, и икры расплющиваются, как руки, прижатые к телу. Боковая поза, длинное платье, светотень — что угодно, чтобы такого избежать.


Стопы, как и запястья, не должны выглядеть культями. У них есть каноническая форма, так давайте её придерживаться. Что это значит при выборе — кадры, где стопа к нам в анфас, почти всегда отвергаются. Так же пристально смотрим и на пальчики. Но здесь есть ещё одно отличие с руками — пальчики на ногах не всегда ровные. Лучше такие вообще не снимать, а если сняли — не давать в конечной выборке.


Требования к туфелькам те же, что и к стопам, с одним важным добавлением. Если они чёрные, а человек розовый, то туфли могут казаться резко и неестественно темнее тела. Компенсируем это локальным повышением яркости.


Вот тело и закончилось, но не закончился отбор. Напоследок пробежимся по шёрстке, усикам, ногтям и прыщам.


Вообще такие вещи нужно купировать ещё до съёмки. Модель потратит в сто раз меньше времени и сил, почистив и подкрасив ногти, чем потом вы в фотошопе. Аналогично визажист замажет большинство прыщиков.


Усы есть и у меня, и борода есть, но я их не стесняюсь. А вот некоторые женщины при виде своих усиков на фото почему-то испытывают неловкость. То же касается излишне волосатых рук, ног и подмышек. Если мы не снимаем «натуризм», то давайте выбирать кадры без таких «артефактов». Задний, «контурный» свет подчёркивает тело, но часто и те самые волосы на нём. В принципе всё можно убрать в фотошопе, однако чем меньше наших усилий, тем лучше.


Уфф. Отобрали. А теперь ещё раз, с теми же правилами — среди выбранных. Пока не останутся только шедевры!


Камея




Tags: phtg, portraits, выбор фотографий, отбор фотографий, памятка, портреты, урок 3, уроки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments