aKry (akry) wrote,
aKry
akry

Пробежка по панораме – от и до

Как я давно обещал, рассказываю шаги, как сделать милую панораму. В целом всё нижеописанное не является тайной и другие писали про панорамы не раз. Но все прячутся в мелочах, вот им и уделим внимание. В качестве примера возьмём эту панораму, ещё тёпленькую. Из всего разнообразия софта остановимся на Lightroom, Photoshop и PTGui. Принципы будут теми же, даже если вы пользуетесь Aperture, Autopano и Gimp, но некоторые трюки могут впрямую не работать.

Эстетические вопросы, обоснованность создания панорам и необязательность прямых горизонтов оставим за кадром.

Шаг 0. С чего всё начинается. Присоединяюсь к огромному и громкому хору тех, кто рекомендует снимать в RAW. Конвертеры сейчас хорошие, и RAW по сравнению с JPEG даёт больше возможностей для спасения пересвеченных и недосвеченных областей.

0. Raw Src

Начинаем в Лайтруме. Трюк, как в тысячах фотографий быстро выделить исходники для панорам, был описан здесь. Вы так же можете использовать умение Лайтрума автоматически объединять фотографии в стеки на основе близости по времени съёмки. У меня этот способ часто не работает или привносит столько ошибок, что уж проще всё сделать руками.

Добавлю ещё одну идею, облегчающую работу. После того, как вы маркировали цветом панорамы, выделите каждую из них и назначьте исходникам Job ID:

14. Job Id

Для этого в режиме Grid кликните на кнопку «Sync Metadata» (справа-внизу), откройте секцию «IPTC status» и введите порядковый номер этой панорамы. Число может быть любое, но проще использовать последовательную нумерацию.

Теперь вы можете выделить все исходники для панорам и переименовать их, чтобы Job ID стало частью их имени файла. Например, по шаблону типа этого:

14. Job Id Rename

И когда вам надо будет найти все исходники нужной панорамы, вызовите текстовый фильтр и введите Job ID в виде «#НОМЕР ПАНОРАМЫ#».

14. Job Id Filter

Подробнее о стратегии именования написано здесь.

Я рекомендую на этом не останавливаться и раскидать получившиеся панорамы по отдельным папкам. Так будет проще работать в дальнейшем, особенно когда вы перейдёте к HDR-панорамам. У меня этот процесс выполняется автоматически с помощью специального скрипта, но во-первых, вопросы программирования выходит за рамки статьи, и во-вторых, пару десятков панорам проще разложить по папкам вручную.


Шаг 1. Готовим файлы для панорамы. Хотя PanoramaTools способны читать RAW, я рекомендую подготовить исходники в Lightroom. Причины описаны здесь, добавлю к ним только то, что новый ACR в третьем Лайтруме действительно хорош, и dcraw из PT с ним не сравнится никак.

Поэтому тянем света, убираем шумы, делаем всё, что прилично делать для подготовки, и экспортируем картинки в TIFF. В большинстве случаев 8-битного вполне достаточно. Но если вы совсем волнуетесь за диапазон, сохраните в 16-битном.

Если мы делаем HDR по методу Zsolt Zsinger, то добавляется несколько промежуточных шагов, описанных по ссылке. Если мы делаем обычную HDR, по несколько кадров на сцену, то выгоднее запустить Photomatix в пакетном режиме, чтобы он прошёлся по всей папке и склеил отдельные HDR. А их уже потом засунуть в PT. Дело в том, что в случае с большими объёмами, Photomatix гораздо легче клеит HDR из отдельных кадров, чем из трёх чудовищных файлов панорамы. А PT в общем всё равно, что клеить — хдр-ные исходники, или обычные.

Однако пришло время для склейки панорамы.


Шаг 2. Клеим панораму. Если вы сделали кадры с достаточным наложением друг на друга, обычно проблем со склейкой не возникает. Существует огромное количество панорамных головок по цене от ста до тысячи евро, есть даже роботы, но большая часть панорам, которые вы у меня видели, сделана с рук. Сиё не значит, что я откажусь, если мне кто-нибудь подарит Epic Pro, просто можно снимать и так. Даже вразнобой. С поправкой на то, что придётся больше работать штампиком, устраняя проблемы с параллаксом.

1. Pano Assembly

Всегда делайте запас при съёмке. Вам кажется, что вы и так уже полсферы сняли? Снимите оставшуюся половину. Лишнее вы потом выкинете, а вот недостающее придётся подрисовывать.

Существуют разные варианты проекций панорам, выберите ту, что соответствует вашим задачам. Не вдаваясь в технические подробности, часть из них даёт прямые здания и горизонт, часть — сохраняет прямые линии только по центру кадра, часть искажает всё. Выберите то, что глянулось.

1. Pano Projections

Если один кадр лучше другого, скажем, по резкости, можно заставить PTGui уважать его больше, чем соседа. Для этого нужно задать этим кадрам разные приоритеты — хорошему кадру повыше, плохому — пониже.

Для этого кликаем на кнопку «Advanced»:

1. Pano Advanced

Выбираем закладку «Image Parameters»:

1. Pano Image Params

И играемся с приоритетами для нужных нам картинок:

1. Pano Blend Priority

Не забудьте после этого нажать на ссылку «optimize» на первой закладке.



Шаг 3. Заплатки.

Склеенная панорама выглядит как город после бомбёжки. Да, явно надо было захватить в кадр побольше пространства…

2. Psd Orig

Ну да штампик и заплатка нам в помощь:

3. Psd Patched

Для закраски неба в Photoshop CS4 есть удобный трюк — зеркальный Clone Stamp. К сожалению, трюк не работает в той версии CS5, с которой я игрался. Но может быть в релизе его вернут. Пока же рекомендую обратить внимание на параметр «угол наклона». Если вы патчите провода, вы его очень оцените.


Шаг 4. Цвет. Свет. Контраст.

Ну не синяя вода в Москве-реке, что поделать! А мы хотим синюю. Не нужна нам правда жизни, нам нужна правда искусства. Которая говорит: вода синяя, небо голубое, трава зелёная. А люди всякие.

Поэтому выделяем волшебной выделялкой реку и с помощью корректирующего слоя Hue/Saturation слегка меняем её цвет. Понизим прозрачность слоя для вящей реалистичности.

4. Water Blue

Градиетнтные фильтры — это здорово. И все кадры для этой панорамы делались с ними. Но я хочу ещё более драматичного эффекта. Поэтому мы имитируем градиентный фильтр с помощью ещё одного корректирующего слоя, задавая ему градиентную маску:

5. Sky Gradient

И под конец правим общий контраст картинки. Детали процесса описаны в толстой великой книге Маргулиса «Фотошоп для профессионалов». Если не читали, попробуйте расставить точки и подвигать их «на глазок», только Маргулису не говорите, проводом от мышки задушит :)

6. Contrast

Маски для слоёв выглядят так:

7. Layers


Шаг 5. HIRALOAM. Мне так нравится это заклинание, оно как-будто для вызова джинов! Придумал его тоже Маргулис, расшифровывается оно как «High Radius Low Ammount» и на практике означает следующее: мы чуток, будто бы мягкой кистью затемняем тёмные контуры и светлим светлые. Картинка получается более объёмной. Делается трюк с помощью старого доброго Unsharp Mask. Причём чем больше радиус, тем крупнее детали подчёркиваются.

Удобнее всего делать это со Smart Layers. Так что выделяем все слои и преобразуем их в Smart Layer.

8. Hiraloam Layers

Вы заметили, что Unsharp Mask здесь не один. И это не случайно — хорошо и приятно одновременно подчёркнуть детали разного размера, мелкие и крупные.

Теперь несколько слов и картинок, как выбрать нужные радиусы.

Для начала экстремум. Ставим Ammount на 500, двигаем ползунок Radius туда-сюда и запоминаем, какие фрагменты картинки больше проявились при каком радиусе. Вот скажем радиус 250:

9. Hiraloam 250-500

Жуть, да? Зато видно, что подчёркиваются крупные контуры вроде горизонта, моста и облака, которое вообще наверное лучше не трогать вообще.

А вот мы сделали радиус, равный 10. Кадр сразу стал каким-то гранулированным, с утрированными мелкими деталями:

9. Hiraloam 10-500

Ну, информации достаточно. Снижаем до эстетичных 20 значение ammount, ставим радиус 250 и получаем:

9. Hiraloam 250-20

Добавляем ещё один Unsharp Mask с радиусом 10 и ammount 64:

9. Hiraloam 10-64

В итоге получаем такую картинку:

9. Hiraloam Combined


Шаг 6. Закроем картинку в Фотошопе и вернёмся к Лайтруму. Тема — ключевые слова. Им я уже посвящал отдельную оду. Вот иерархические ключевые слова в списке:

10. Heararchical Kwds

Так они выглядят в текстовой версии:

10. Keywords

И в такое они превращаются при экспорте, с использованием механизма синонимов:

10. Keywords Exploded

Пять кликов, и у вас тонна ключевых слов, без риска ошибиться.



Шаг 7. GPS. Совсем необязательный шаг, но красивый штришок. Я рекомендую замечательный плагин Jeffrey's GPS Support.

11. Gps

После того, как вы проделали все шаги, в метаданных картинки появляется волшебная строчка:

11. Gps Coords

Теперь эти координаты будут автоматически распознаваться и flickr, и panoramio и массой других сайтов, поддерживающих геотэггинг. Фотография же будет привязана к карте мира и те, кто ищут фотки для конкретного региона, увидят там и вашу панораму.


Шаг 8. Остался последний этап перед отправкой панорамы на сайт. Это увеличение резкости.

Так выглядит картинка, свежеэкспортированная из Лайтрума:

12. KRR 20100426 160026 Akry 0036 Nosharp

А вот мы в Фотошопе слегка увеличили резкость по методу, описанному здесь:

13. KRR 20100426 160026 Akry 0036 Sharp

Живее, правда? Вот как она выглядит в чуть большем размере.

Способ увеличения резкости сильно зависит от того, куда вы потом отправите картинку и в каком размере — веб и печать будут сильно отличаться.


Вот и всё. Делайте панорамы легко и с удовольствием. Муки, они не делают кадр ценнее. Просто повторяйте мантру. И не стесняйтесь обрабатывать.

Успехов!

Процитировать пост: Процитировать в LiveJournal! Процитировать в LiveInternet! Facebook Share Процитировать в Twitter! Добавить блог в GoogleReader!
Tags: adobe, lightroom, panorama tools, photoshop, phtg, Заметки на обрывках плёнки, создание панорам
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments