aKry (akry) wrote,
aKry
akry

Обработка фотографий. Мой рабочий процесс с Lightroom

Мой workflow в Lightroom

эта статья в Ливе >>>


обновлено 31/05/09

Как работаю с фотографиями я. Алгоритм может пригодиться для тех, кто обрабатывает много фотографий. Также приятно будет услышать о ваших workflow.

Основной используемый софт: Ligthroom, Photoshop. Дополнительно и не всегда: Picasa, ACDsee, Panorama Tool.

Добавление от 31/05/09: почему именно Lightroom и чем он отличается от Photoshop можно прочитать в статье «Чем отличается Adobe Lightroom от Bridge и Photoshop?».

Входящие условия:

  • Фотографий от нескольких сотен (600-700 за день) до нескольких тысяч, авторов от одного (меня) до нескольких (вместе ездили куда-нибудь).
  • Снимали, как правило, в RAW. Чтобы потом можно было вытягивать, если ошибся в экспозиции.
  • Времени на всё — с гулькин нос.

Цели:

  • Часть фотографий может пойти в публикацию в журналах, на календарях и т. п.
  • Часть фотографий точно пойдёт в фотоотчёт в дневник.
  • Часть фотографий останется, как источник для коллажей и вообще на будущее.

Задачи:

  • Сделать каталог удобночитаемым, с лёгким поиском.
  • Отсеять мусор.
  • Отметить лучшие фотографии. Обработать их.
  • Экспортировать часть фото в дневник.

 

Итак, что же со всем этим делать?



Подготовка

Для начала, в камерах ставится точное время и все камеры участников синхорнизируются по времени. Чтобы потом можно было чётко сортировать картинки по дате съёмки. Особенно это важно, когда авторов много и когда впоследствие ожидается привязка к координатам GPS. Не забудьте одновременно менять время в камерах при смене часовых поясов!

Поверьте, соблюдение этого простого правила радикально облегчит впоследствие сортировку кадров.

Добавление от 31/05/09: Подробнее о привязке фотографий к координатам GPS можно прочитать в статье «Geotagging, раскладка фотографий на карте». Если вы хотите получить JPEG-превью из RAW-файлов, чтобы быстро просмотреть отснятое, прочтите статью «Получение jpeg preview и thumbnails из RAW».


Импортирование и бэкап

Теперь об иерархии папок. В корне диска лежат папки с основными категориями вроде «Путешествия», «События», «Натюрморты», «Фотосессии» и т. п. Внутри каждой — папки с проектами. Имена вида «Название проекта - дата». Например, «Прага - май 2008».

Внутри папки проекта возможы такие варианты иерархий.

  1. Если авторов несколько, в папке проекта создаются подпапки вида «src.akry», «src.mike» — в каждой из которых соответственно лежат оригиналы akry, mike. В одну папку кидать нельзя, хотя бы потому что возможен конфликт имён. Рекомендую использовать четырёхбуквенные префиксы латиницей, в нижнем регистре. Можно и больше и меньше букв, но важно, чтобы их у всех авторов было одинаковое количество. Это облегчит дальнейшую сортировку по именам файлов.
  2. В случае, если проект одноразовый, продолжения не подразумевается, оригиналы кладутся прямо в папку проекта или папку участника («src.akry»). 
  3. Если проект подразумевает продолжение (у меня такой — «Прогулки по городу»), внутри авторских папок (или корневой папки проекта) для каждого сеанса Lightroom создаёт подпапки по датам («2008-10-28»). Опять же, это позволит избежать конфликта имён.

ИмпортИмпорт фотографий. Когда я создаю каталог, то в «Edit :: Catalog Settings…», закладке «Metadata» устанавливаю «Automatically write changes into XMP». Таким образом при работе с RAW, изменения пишутся в рядом лежащие файлы с расширением XMP, а не в центральную БД Lightroom. Так что при файловом бэкапе картинок сохраняются все изменения, поскольку я пишу на диск и эти XMP.

Примечание: Sidecar XMP несколько замедляет работу Lightroom при массовом изменении файлов. Поэтому на время этих изменений, его стоит отключать. А после всех изменений, включить обратно и сделать «Metadata :: Save Metadata To File». Или смириться с незначительным замедлением. У меня торможения особо не чувствовалось, но на всякий случай предупреждаю.

Обычно я использую механизм импортирования самого Lightroom. Меню «File :: Import Photos from Device…». В случае проекта, растянутого на многие дни, так удобнее всего. Однако ничего не мешает слить фотографии напрямую с карточки на жётский диск, а импортировать их в Lightroom после, «File :: Imort Photos from Disk…» или кликнуть на «Folders [+]» и выбрать «Add folder…». И в том и в другом случае откроется стандартный диалог импорта.

Примечание: если есть авторские папки («src.akry»), лучше добавлять в качестве папок именно их, а не всю папку проекта сразу. Тогда в панели «Folders» можно будет легко выбрать фотографии нужного автора.

Метаданные. В процессе импорта полезно сразу же задать метаданные. Поскольку я импортирую не одним блоком, а по авторам, то я заранее подготовил «metadata templates» типа «aKry generic» и «mike generic» — в этих шаблонах стандартные копирайты, сайт, e-mail и т. п. Также я задаю ключевые слова, описывающие весь проект.

Время. Если всё сделано, как надо, у всех файлов внутри будет записано адекватное время съёмки. Если же нет, придётся корректировать его с помощью «Metadata :: Edit Capture Time…», сдвигая на нужное число часов. К сожалению, инструмент в Lightroom зело глупый и позволяет двигать только часы, но не минуты и секунды. ACDSee в этом плане гораздо мощнее. Так что в сложных случаях пользуйтесь ACDSee.

Переименование. Удобнее всего сразу после импорта всех фотографий, переименовать их во что-то «говорящее». Для этого я выделяю все фото одного автора, жму F2 и изменяю заранее сделанный шаблон «Trip timeline» вида

TRIPCODE_{Date (YYYYMMDD)»}_{Hour»}{Minute»}{Second»}_{Custom Text»}_{Sequence #(00001)»}»

где «TRIPCODE» меняю на какой-нибудь разумный неколькобуквенный префикс латиницей. Например «SWV» для Sweedish Velo. «Custom text» — то, что предлагается ввести в однимённом окошке при нажатии F2. Ввожу туда четырёхбуквенный код автора, например «akry».

В итоге имя файла будет выглядеть примерно так: «SWV_20081025_120232_akry_00001.CR2». Желательно, чтобы не было пробелов. Вообще лучше использовать только буквы латиницей, подчёркивания, минусы, цифры, точки. Меньше будет проблем с публикацией в вебе. А вот длина имени может быть больше 8 символов. Всё таки мы уже не в каменном веке живём.

Добавление от 31/05/09:  обсуждение принципов именования и альтернативные варианты есть в комментариях.

Цель всех этих манипуляций в том, чтобы по внешнему виду файла легко можно было определить, где, когда и кем кадр был сделан. Также учтите, что имя наследуется всеми экспортированными версиями, если специально не озаботиться переименованием. И когда вы сделаете кучу Jpeg и зарежете их на диск, при такой системе имён для восстановления хронологии можно будет просто сортировать файлы по имени. Всё снятое в одно и то же время, пусть даже разными авторами, окажется рядышком.

Примечание: в случае, если у вас внутри одного путешествия есть несколько разделов, можно сделать несколько разных «TRIPCODE» — «TRIPCODE1», «TRIPCODE2» и т. п. Или даже дать им удобночитаемые имена: «TRIPCODE-SUBTOPIC1», «TRIPCODE-SUBTOPIC2»…

К этому моменту диспозиция такая:

  • Все файлы слиты в подобающие папки и переименованы.
  • Они импортированы Lightroom и каждому вручены метаданные, которые пишутся в отдельные файлы с тем же именем, но расширением XMP.

При трёх авторах и 10-15 тысячах фотографий эта часть занимает у меня около двух часов. Большая часть времени конечно съедается на запись DVD.

Если автор один, фотографий под тысячу, этап занимает минут тридцать. Большая часть времени на этот раз тратится на импорт фотографий на диск.


Сотрировка фотографий

Добавление от 31/05/09: о концепции сортировки и средствах Lightroom можно прочитать в статье «Методы сортировки и выборки фотографий в Lightroom».

Создание Smart Collections. В Lightroom есть полезная возможность — Smart Collections, которые автоматически выцепляют из всей кучи только фотографии с заданными свойствами. Какие коллекции делаю сразу же я:

  • «PSD» — файлы с расширением PSD. Пригодится, чтобы быстро находить те файлы, которые я уже редактировал в Photoshop.
  • «4 stars» и «5 stars» — фото с рейтингом 5 и 4. Для быстрого выбора лучших.
  • «Panoramas src» — файлы, помеченные цветом Blue. См. ниже про панорамы.
  • «Panoramas ready» — уже готовые склеенные панорамы, с цветом Purple. См. ниже про панорамы.
  • «Series» — файлы с цветом Green. См. ниже про серии.
  • «HDR» — файлы с цветом Yellow. См. ниже про HDR.
  • «Ready and exporter» — файлы с флагом «Pick». Я помечаю этим флагом фото, которые уже отправлены на экспорт (в веб, или для печатной публикации). Помечаю сразу после отправки. Таким образом я избегаю лишней работы с повторным экспортом.
  • «Private!» — фото с лейблом Red. Ну мало ли что довелось наснимать интимного? Лучше объединить всё это в одну кучу, чтобы ненароком не показать родителям или кому не хочешь.

Далее, если это длинное путешествие, я делаю тематические коллекции и наборы коллекций. Например, сет (набор) «Места» с подсетами «Финляндия», «Швеция», «Россия». Рядом сеты «Быт», «Весёлое», «Люди», «Кафешки» и т. п. Внутри сета «Финляндия», сеты «Хельсинки», «Свеаборг»:

  • *Места*
  • — *Финляндия*
  • —— *Хельсинки*
  • ——— Аквап  арк
  • ——— Город
  • ——— Эврика
  • ——— Тикур  илла
  • —— *Свеаборг*
  • — Швеция
  • — Россия
  • Весёлое
  • Люди
  • Кафешки

Отбраковка. При любой съёмке будет брак. Чтобы не возиться с ним, надо выкинуть его сразу же. Для этого я пробегаюсь по всем фотографиям в режиме «много картинок на экране» и явный брак помечаю, как Rejected (жму английскую букву «x»). После чего «Photo :: Delete rejected photos…».

Панорамы и серии. Самое время выбрать панорамы. Пробегаюсь по всем фотографиям, нахожу панорамы и делаю две вещи:

  1. Помечаю все файлы панорамы цветом Blue (клавиша «9»). Таким образом они будут автоматически отображаться в Smart Collection с названием «Panoramas src».
  2. Группирую файлы каждой панорамы в отдельные стеки (выделить нужные файлы, Ctrl-G). Они «слипаются» в один и не отсвечивают, не мешают дальнейшей сортировке.

Вообще при съёмке панорам полезно перед началом съёмки первого кадра и после съёмки последнего, сфоткать например, руку. Чтобы сразу было видно, где начинается и где заканчивается панорама. Разумеется, фото руки позже стоит удалить и не включать в панораму!

Уже склеенные панорамы я помечаю цветом Purple, чтобы их легко было найти в соответствующей Smart Collection.

Если я натыкаюсь на длинные серии (ну там снимал как из пулемёта голубя, дерущегося с вафлей), тоже группирую их в стеки, но помечаю их цветом Green (клавиша «8»). Они появятся в Smart Collections с именем «Series».

Аналогично поступаю с картинками, пердназначенными для последующей склейки в HDR. На этот раз цвет — Yellow (клавища «7»). Тоже группирую их в стек. NB!  Если этого не сделать, на следующей фазе «убирание лишних» очень легко по ошибке выкинуть и часть хэдээрок, приняв их за брак.

Убирание лишних. Потом ставлю цифирь «1» (рейтинг «1 звезда») на все фотогарфии в каталоге. На все. Далее я пробегаю ещё раз и ставлю цифирь «0» (сброс рейтинга) на все фото, которые скорее всего никуда не пойдут, хоть и не брак. Ну там качество низкое, или не в тему. Но удалять жалко.

Теперь я могу выбрать «Custom filter :: Rated», поставив отображаться только фотографии с рейтингом 1 и выше. Это избавит меня от необходимости тратить силы на явный неликвид.

Глобальная коррекция. Бывает так, что нужно массово скорректировать множество фотографий. Например, ошибся и выставил не тот баланс белого, после чего отщёлкал сотню кадров с ужасным колером. Или носом сдвинул диск экспокоррекции и не заметил этого, а в итоге серия кадров пересвечена. Бывает, в общем.

Тогда я выбираю одного из ярких пердставителей фото, нуждающегося в коррекции, правлю его (как правило, баланс белого, экспозиция). Далее копирую правки, нажав на Ctrl-Shift-C. Появлется диалог с выбором, что именно я хочу скопировать. Выбираю. После чего выделяю все фото, где это надо исправить, и жму Ctrl-Shift-V. Повторяю процесс для всех вариантов кривых кадров.

Примечание: это как раз тот самый случай, когда может быть замедление работы при использовании Sidecar XMP (см. выше).

Как правило, хочется быстренько выложить хоть несколько фоток в дневник. Для этого я пробегаюсь по фоткам и помечаю рейтингом «4» десяток фото, которые меньше всего нуждаются в обработке и годятся для дневника. Пометив, выбираю их все и экспортирую (про экспорт см. подробнее ниже) в jpeg, 700×700 с подписью. Ну и выкладываю в днев. После чего с чистой совестью завариваю чай, делаю бутерброды и продолжаю работу.

Сортировка по категориям. Пришло время раскидать фотогарфии по уже созданным категориям.

Тут всё просто, хоть и нудно. Следует исходить из принципа «от общего к частному». То есть, в случае с путешествиями, проще для начала раскидать все фотогарфии по хронологии или метоположению («Хельсинки», «Тампере», «Стамбул», «поезд Москва — Нью-Йорк»). А после уже пройтись ещё несколько раз по этим категориям, вытаскивая из них общие «Весёлое», «Быт», «Людей» или суб-места («Эврика в Хельсинки»). В Lightroom можно как перемещать фотографию в новую категорию, так и добавлять её туда. Физически фотография останется одна, но найти её можно будет уже в нескольких местах. Очень удобно.

На этом этапе я помещаю подходящие кадры в спецкатегории «Stocks», «Print».

Примечание: для стоковых фотографий я меняю ключевые слова с русских на английские.

Тюнинг метаданных. Когда фото раскиданы по категориям, удобно выделить их там и добавить уточнённые метаданные. Например, «хельсинки» или «ночная съёмка».

Выборка лучших, рейтингование. После распределения по категориям, я приступаю к рейтингованию. Моя классификация такая:

  1. Общее, никуда сейчас не идущее.
  2. резерв
  3. хорошее, требует обработки в Photoshop или PhotoMatrix (исправление дисторсии, сложная ретушь, коллажи, HDR)
  4. хорошее, требует средней сложности обработки в Lightroom.
  5. хорошее, не требует обработки, либо требует незначительной обработки в Lightroom.

Очевидно, что после простановки рейтингов, проще всего начинать работу с «пятизвёздочных» кадров, постепенно снижаясь.

Добавление от 31/05/09: для большей продуктивности я рекомендую активно использовать ключевые слова вмето коллекций. Подробнее об этом в статье «Ускорение Lightroom».


Обработка

Здесь у каждого свои приоритеты и методы. В целом, как минимум нужно сделать следующие вещи:

  • Скадрировать.
  • Выправить горизонт.
  • Скорректировать баланс белого.
  • Там где надо, выставить яркость, чёрную и белую точки.
  • Убрать явно мешающие восприятию кадра объекты.

А дальше кто во что горазд:

  • Добавить виньетирование (затемнение, осветление по краям).
  • Тонировать.
  • Исказить цвета.
  • Склеить панорамы, HDR, анимарованные GIF.
  • Добавить градиентные фильтры на небо/воду/степь.
  • Селективно поднять яркость/резкость/ещё что-нибудь на отдельных участках изображения.
  • Применить спецфильтры Фотошопа.
  • Сделать коллаж.
  • …и многое другое.

Добавление от 31/05/09: у Lightroom есть хороший инструмент для быстрой обработки фотографий — пресеты обработки. Это запомненные настройки цвета, света и всего что умеет Lightroom. С их применения можно начинать обработку, добавляя после свои коррекции. Подробнее в статье «Пресеты Lightroom». Ещё один важный момент, который рано или поздно всплывает у каждого: «почему, если я снимаю в RAW, на фотоаппарате, в JPEG и в превью в Lightroom у фотографий одни цвета, а после того как Lighroom срендерит свою превьюшку, цвета совсем другие?» Ответ печален и прост: камеры используют дополнительные обработки (у Canon это называется «Picture Styles»), которые понимает только родной софт камеры. Lighroom же не понимает и выдаёт фото без этих обработок. В какой-то мере можно скомпенсировать эту утрату, создав специальные пресеты — на каждый из используемых Picture Style. Кое-какие стили я выложил здесь: «Canon 50D Picture Styles monochrome и Lightroom».

После того, как кадр отредактирован в Photoshop (или где-нибудь ещё), обычно я сохраняю его в ту же папку, что и исходники. Между собой спутать их сложно — исходники все RAW. Но если хотите, можно сделать отдельную подпапку «psd», куда закидывать обработанные фотошопом файлы.

Lightroom автоматом их не подцепляет, нужно либо добавить папку через «Folders :: add folder», либо кликнуть правой клавишей на папке и выбрать «Synchronize Folder…».


Печать контактов

КонтактыПосле того, как всё распределено по категориям и более-менее обработано, можно напечатать «контакты». Это много мелких фоток на одном листе. Такое любят бильт-редакторы — по ним можно быстро выбрать нужную.

Выбрать нужную серию (я выбираю по очереди всё, кроме привата и серий типа панорам) — то, что может заинтересовать бильт-редактора.

В модуле «Print» выбрать из Template Browser какой-нибудь вариант Contact Sheet. Не забыть поставить Photo Info :: Filename с каким-нибудь мелким шрифтом, чтобы было ясно, в каком файле фотка.

Распечатать.


Экспортирование

В Lightroom довольно ограниченные возможности экспорта. Но их можно расширить с помощью сторонних модулей. Лично я пользуюсь LR2/Mogrify, сделанную Timothy Armes. Mogrify позволяет делать к фотографиям рамки и вставлять подписи.

Собственно, экспорт мне нужен по большей части в двух форматах:

  1. Jpeg для веба. Размер 700×700, качество 60, есть рамка, есть подпись.
  2. Tiff для публикаций. Полный размер, нет подписей, нет рамок.

Для них я создал отдельные пресеты, которые можно быстро вызывать при экспорте.

После экспорта я открываю папку обычным Ecplorer и быстро просматриваю с помощью PicasaViewer. Он самый шустрый из всех мне известных.

Примечание: для небольших проектов я сохраняю jpegs в папку «jpg» внутри папки с исходниками. Так проще искать.


Хранение и бэкап

После того, как создан каталог и отсортированы фотографии, желательно сделать бэкап. Для работы я использую внешние терабайтные диски, подключаемые через USB. Как только фотографии слиты на него и переименованы, я делаю копию всех оригиналов на DVD, печатаю им на струйнике обложки, кладу в коробку и прячу подальше. Дальнейшая работа с фото идёт на жёстком диске. Как только диск заполняется, я покупаю новый. Терабайтника хватает примерно на год, обходится примерно в 7000 р. Если обработки критичны, я сливаю их ещё на один DVD и кладу в ту же коробку, где лежит бэкап.

Конечно же в бэкап жедательно включить и файлы каталога Lightroom. В них ведь сохранена вся иерархия фоток, категории.

Примечание: если обработка затягивается на дни, лучше сделать бэкап, не дожидаясь окончания работ.

 

Дополнительно

То, что я не делаю или делаю редко, но что можно делать.

  • Преобразовать все фотогарфии в DNG и хранить их в нём. DNG — некий «универсальный RAW», одобряемое мною стремление компании Adobe привнести порядок на это анархическое поле. Я пока не делаю этого по трём причинам: 1) мои RAW пока без проблем читаются; 2) жалко времени; 3) размер итогового DNG уж очень велик. Добавление от 31/05/09: теперь преобразовываю файлы в DNG почти всегда. Подробнее в статье «Формат DNG».
  • Сделать контрольки в веб. Модуль «Web» позволяет быстро (час на полтысячи фотографий) выложить их в некую простую веб-галерею по указанному вами адресу. Полезно, чтобы сразу показать камрадам, что наснимал. Можно делать на любом этапе работ.
  • Создать всем фотогафиям превью 1:1 («Library :: Previews :: Render 1:1 Previews»). Занимает время и полезно только, если не уверен в кадрах и хочешь быстро посмотреть их все в полном размере.
  • Добавление от 31/05/09: Регулярно оптимизировать базы Lightroom, как описано в статье «Оптимизация баз Lightroom и Firefox».

 

Итого

Вышеописанный workflow может показаться сложным. Но моя очень большая практика показывает, что как раз следование этим шагам позволит работать максимально быстро и расслабленно.

Но конечно всегда возможны улучшения. Если у вас возникли какие-то идеи, поделитесь. Поможем друг другу.

FIN

 

Tags: adobe, adobe lightroom, lightroom, lightroom workflow, photographer workflow, photoshop, Заметки на обрывках плёнки, Идеи и мысли, каталогизация фотографий, обработка фотографий, работа с фотографиями, сортировка фотографий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments